Материал к проведению
Lesson study

Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход "Исследование в действии".

В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя могут вводить новшества или совершенствовать педагогические подходы, которые затем передаются коллегам посредством проведения открытых Lesson Study либо публикации документа с описанием их работы.

На Западе Lesson Study приобрел популярность только в текущем столетии, после подтверждения американскими исследователями факта наличия глубоких знаний у японских учителей, как в области педагогики в целом, так и в области преподаваемого предмета, обеспечивающих высокий уровень образовательных достижений японских учащихся, в сравнении с аналогичными группами учащихся США (Стиглер и Хиберт, 1999; TIMSS., 1999).

В настоящее время в Восточной Азии Lesson Study используется, помимо Японии, в Сингапуре, Гонконге и Китае. Данный подход применяется так же и в западных странах, в том числе в США, Великобритании, Швеции и Канаде.

Lesson Study успешно используется в целях совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе, а также, – в целях разработки концептуальных педагогических подходов, таких как оценивание для обучения (ОдО). На протяжении цикла проведения Lesson Study учителя, работающие в группах (или в парах), будут:

- использовать ежедневно собираемые ими материалы периодического оценивания для согласования приоритетов обучения и развития учащихся;

- совместно определять отвечающий установленным задачам метод преподавания, который будет в дальнейшем разрабатываться или совершенствоваться;

- определять трех "исследуемых учащихся", каждый из которых является типичным представителем определенной группы учащихся в классе, например: высокого, среднего или ниже среднего уровня успеваемости в общем числе обучающихся;

- совместно планировать Lesson Study, в ходе которого будут использованы и тщательно изучены результаты методики его проведения в контексте результатов наблюдения за тремя исследуемыми учащимися;

- проводить Lesson Study и вести совместное их наблюдение, акцентируя особое внимание на обучении и развитии исследуемых учащихся. Названные процедуры могут повторяться и совершенствоваться на протяжении нескольких уроков. Наблюдение не обязательно вести на всех Lesson Study;

- опрашивать исследуемых учащихся, чтобы понять их мнения о Lesson Study;

- проводить обсуждение Lesson Study;

- с целью анализа реакции исследуемых учащихся на применяемый метод, достигнутого ими прогресса, демонстрируемых ими результатов обучения или испытываемых трудностей в обучении, а также полученного опыта для разработки методик преподавания или обучения в будущем;

- формально представлять результаты использования подхода Lesson Study широкой аудитории коллег посредством презентации, демонстрации или коучинга.

Источник: http://lessonstudy.co.uk/wp-content/uploads/2013/07/Lesson-Study-Handbook-Russian.pdf

Автор: Марина Викторовна
Создано: 11.01.2014
Изменено: 13.02.2015

Обсуждение (8)

  1. Коллеги, спасибо за “живое” участие в подготовке нашего совместного исследования. Думаю, мы так же отследим и активизируем работу по формированию на этих уроках навыков мышления высокого порядка, чем кропотливо занимается наше Сообщество.

  2. Марина Викторовна, спасибо за материалы! Пригодились! Вот бы еще добавить брошюру “Методические рекомендации к проведению исследования урока”, которую приготовила Юлия Александровна, за что ей особая благодарность!

  3. Оформлять набор файлов в виде записи в блоге – это не комильфо. Особенно, когда нет пояснения или другого… полезного текста, вызывающего потенциального читателя на высказывание собственного суждения о прочитанном, или открыто предлагаюещего дать оценку записи, поделиться своими мыслями или контр-мыслями. Такой набор лучше было бы оформить в виде архива в Файлообменнике. Однако… почему бы и нет? =)

    • Предлагаю дополнить запись текстом, в котором раскрывается сущность термина Lesson study (LS), а также методика проведения этого самого LS в рамках школьного урока (кратко, но емко). Например, это может быть небольшой реферат на базе приложенных файлов. Текста, больше текста “… требуют наши сердца!”

    • Ага, теперь я понял, зачем материал разместили в виде записи в блоге. Чтобы его можно было обсудить!

Комментирование записи отключено.