Материал к проведению
Lesson study
Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход "Исследование в действии".
В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя могут вводить новшества или совершенствовать педагогические подходы, которые затем передаются коллегам посредством проведения открытых Lesson Study либо публикации документа с описанием их работы.
На Западе Lesson Study приобрел популярность только в текущем столетии, после подтверждения американскими исследователями факта наличия глубоких знаний у японских учителей, как в области педагогики в целом, так и в области преподаваемого предмета, обеспечивающих высокий уровень образовательных достижений японских учащихся, в сравнении с аналогичными группами учащихся США (Стиглер и Хиберт, 1999; TIMSS., 1999).
В настоящее время в Восточной Азии Lesson Study используется, помимо Японии, в Сингапуре, Гонконге и Китае. Данный подход применяется так же и в западных странах, в том числе в США, Великобритании, Швеции и Канаде.
Lesson Study успешно используется в целях совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе, а также, – в целях разработки концептуальных педагогических подходов, таких как оценивание для обучения (ОдО). На протяжении цикла проведения Lesson Study учителя, работающие в группах (или в парах), будут:
- использовать ежедневно собираемые ими материалы периодического оценивания для согласования приоритетов обучения и развития учащихся;
- совместно определять отвечающий установленным задачам метод преподавания, который будет в дальнейшем разрабатываться или совершенствоваться;
- определять трех "исследуемых учащихся", каждый из которых является типичным представителем определенной группы учащихся в классе, например: высокого, среднего или ниже среднего уровня успеваемости в общем числе обучающихся;
- совместно планировать Lesson Study, в ходе которого будут использованы и тщательно изучены результаты методики его проведения в контексте результатов наблюдения за тремя исследуемыми учащимися;
- проводить Lesson Study и вести совместное их наблюдение, акцентируя особое внимание на обучении и развитии исследуемых учащихся. Названные процедуры могут повторяться и совершенствоваться на протяжении нескольких уроков. Наблюдение не обязательно вести на всех Lesson Study;
- опрашивать исследуемых учащихся, чтобы понять их мнения о Lesson Study;
- проводить обсуждение Lesson Study;
- с целью анализа реакции исследуемых учащихся на применяемый метод, достигнутого ими прогресса, демонстрируемых ими результатов обучения или испытываемых трудностей в обучении, а также полученного опыта для разработки методик преподавания или обучения в будущем;
- формально представлять результаты использования подхода Lesson Study широкой аудитории коллег посредством презентации, демонстрации или коучинга.
Источник: http://lessonstudy.co.uk/wp-content/uploads/2013/07/Lesson-Study-Handbook-Russian.pdf
Discussion (8)
Comment posting has been disabled on this doc.
Юлия Александровна - 14.01.2014
Коллеги, спасибо за “живое” участие в подготовке нашего совместного исследования. Думаю, мы так же отследим и активизируем работу по формированию на этих уроках навыков мышления высокого порядка, чем кропотливо занимается наше Сообщество.
Инна Михайловна - 13.01.2014
Марина Викторовна, спасибо за материалы! Пригодились! Вот бы еще добавить брошюру “Методические рекомендации к проведению исследования урока”, которую приготовила Юлия Александровна, за что ей особая благодарность!
Инна Михайловна - 13.01.2014
Там, кстати, довольно много информационного материала, которого так требует сердце Юрия Сергеевича ))
Юрий Сергеевич - 14.01.2014
Так я хочу его видеть здесь, а не где-то там =( Но… похоже, что придется все же идти именно туда.
Юрий Сергеевич - 14.01.2014
Хотя… выделю полчаса и попробую сам написать небольшой реферат на эту злободневную тему… тем более, что меня немного просветили по этому вопросу.
Юрий Сергеевич - 12.01.2014
Оформлять набор файлов в виде записи в блоге – это не комильфо. Особенно, когда нет пояснения или другого… полезного текста, вызывающего потенциального читателя на высказывание собственного суждения о прочитанном, или открыто предлагаюещего дать оценку записи, поделиться своими мыслями или контр-мыслями. Такой набор лучше было бы оформить в виде архива в Файлообменнике. Однако… почему бы и нет? =)
Юрий Сергеевич - 13.01.2014
Предлагаю дополнить запись текстом, в котором раскрывается сущность термина Lesson study (LS), а также методика проведения этого самого LS в рамках школьного урока (кратко, но емко). Например, это может быть небольшой реферат на базе приложенных файлов. Текста, больше текста “… требуют наши сердца!”
Юрий Сергеевич - 14.01.2014
Ага, теперь я понял, зачем материал разместили в виде записи в блоге. Чтобы его можно было обсудить!