You are currently viewing a revision titled "Всё лучшее - от учителя!", saved on 06.10.2016 в 20:30 by Марина Викторовна | |
---|---|
Аталымы | Всё лучшее - от учителя! |
Мазмұны | Бондаренко В.В., учитель истории высшей категории ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С УЧИТЕЛЯ Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. А. Дистверг Все начинается с учителя. Все начинается с учителя? Все начинается с учителя!!! Учитель… Если сухо передать смысл этого слова, то учитель – человек, призванный передавать другим опыт, накопленный человечеством. Но задача истинного педагога, как мне кажется, заключается не в передаче суммы знаний. Учитель - это еще и воспитатель, потому что он всегда является примером для своих учеников. Именно с него они во многом «считывают» важную жизненную информацию: как нужно относиться к людям, к своей работе, к себе, к окружающему миру. В связи с этим, учитель, на мой взгляд, это очень ответственное «звание», требующее постоянного самосовершенствования, внутреннего роста и развития. У каждого человека в жизни есть свои учителя. Именно от этих людей мы получаем первые сведения об окружающем мире, с их помощью учимся ходить и говорить, любить и ненавидеть, проявлять себя или, наоборот, прятать свои чувства. Учитель! Сколько книг написано, сколько фильмов снято о том, насколько важно для юного человека, кто станет его учителем, кто будет наставлять и сопровождать его на протяжении целых десяти лет жизни! Учитель, если он нашел подход к ребенку и пользуется его уважением, занимает важное место в душе своего ученика. Педагог стоит в одном ряду с родителями, а в некоторые моменты жизни - он гораздо важнее, чем семья. Учитель обладает огромной властью над душой ребенка. Он, подобно Пигмалиону, может помочь стать юному человеку настоящей личностью, а, может, и навсегда убить веру в себя. Лишь учителю подвластно развить способности и таланты своего ученика, подсказать ему дальнейшее направление в жизни, научить его любить учиться, постоянно стремиться к самосовершенствованию. Педагог может развить душу маленького человека, показать ему, что хорошо, а что плохо, к чему следует стремиться, в чем заключается смысл жизни. Вы скажете, говорить об этом – функция родителей. Однако не все взрослые могут беседовать со своими детьми на такие темы. Да и многие из них сами не способны определиться – в чем «соль жизни», ради чего стоит жить, как нужно вести себя, какие иметь приоритеты и так далее. Именно поэтому роль «учителей жизни» часто ложится на плечи школьных учителей. И именно поэтому – так важно им осознавать свою ответственность перед детьми. На мой взгляд, профессия педагога – одна из сложнейших в этом мире. Чтобы быть успешным (по-настоящему, а не на бумаге) учителем, нужно, как мне кажется, в полной мере осознавать собственное несовершенство. Потому что велика вероятность почувствовать себя всесильным Богом, знающим гораздо больше, чем твои ученики. А это, как отмечали еще великие мудрецы древности, величайшее заблуждение. Обучение – это процесс взаимный. Ежесекундно учитель учит своих учеников, а те, в свою очередь, учат его. И только принимая это, можно добиться хороших результатов. Каждый человек в своей жизни - и ученик, и учитель. Педагоги – это совершенно особые люди, имеющие возможность серьезно повлиять на личность и судьбу своих учеников. Мне повезло – на моем пути встретился настоящий учитель, которому я благодарна, которого помню всю жизнь, который повлиял на мой жизненный выбор. Такие учителя по-настоящему счастливы, потому что они практически бессмертны – живут в своих учениках, в той любви, которую они дарили людям. Именно о таких педагогах слагают песни и пишут книги, именно их прославляют в веках. Очень хочется, чтобы каждому в жизни встретится свой Учитель… Проработав в школе более 20 лет, тихим осенним вечером, сидя в тёплой и уютной квартире, на ум приходят самые необыкновенные мысли на темы: «Каков он, современный учитель?», «Что он должен дать ученикам?», «Какой след оставит в душе своих учеников?» Еще обучаясь в школе и раздумывая над будущей профессией , много раз задавала себе вопрос «Кто такой учитель?». Почему некоторых учителей мы помним до конца своих дней, а про иных забываем, лишь переступив школьный порог? Думаю, что большинство из тех, кого мы помним, были и остаются необыкновенными людьми. Вспоминая таких учителей, спустя годы, в голове возникают образы не школы вообще, а образ конкретных людей внутри школы, давших тебе знания, доброту, навыки работы в коллективе, путёвку в жизнь. И только становясь взрослым, начинаешь понимать всю сложность и многогранность этой профессии. Также спрашивала себя и о том, почему стала учителем? Может потому, что с раннего детства мечтала об этом, обучая многочисленных кукол на диване грамоте, помогала одноклассницам по урокам, представляя себя взрослой учительницей. Возможно, и потому, что мне интересно находиться среди детей, дышать с ними одним воздухом, решать их проблемы, да и просто быть им другом. Не раз думала и о том, что чувствуют учителя, отработавшие много лет на благо детей, уходя из школы? Одиночество? Пустоту? Невозможность улыбнуться в ответ ученику? Можно много задавать себе и окружающим подобных вопросов, но несомненно одно: учитель - это, с одной стороны, такой же человек, как многие на Земле, но, с другой стороны, это творец, вдохновитель идей, создатель детских судеб, капитан детского коллектива, а поэтому необыкновенный человек. В наше время учитель – это одна из самых нужных, но в то же время самых сложных профессий. Я считаю, что учитель – это даже не профессия, а образ жизни. Учитель живет тем, что каждый день идет в школу для того, чтобы научить, помочь найти себя в этом сложном мире каждому ребенку. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, так как от его труда во многом зависит развитие знаний у молодого поколения. Каким будет ученик, когда закончит школу? Сможет ли он найти свое место в жизни, сможет ли применить свои способности, утвердиться? Главное для меня - помочь ему найти свое предназначение. Не указать путь познания, а помочь найти свой, не тянуть за руку на гору, а помочь подняться самому, подставив плечо. Получив профессию педагога, я ни разу не пожалела об этом. На вопрос «А если бы не учитель, какую бы профессию вы выбрали?», я отвечала, что никогда не думала об этом и ни в какой другой себя не вижу. Я очень люблю свою работу и горжусь ею. Я люблю своих учеников и каждого ребенка в отдельности. Л. Толстой писал: «Если учитель имеет любовь только к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». В процессе обучения я стараюсь дать детям необходимое количество знаний, расширяю их кругозор. Кроме традиционных уроков, провожу уроки в форме игры или путешествия. Детям это очень нравится, они лучше осваивают материал и более внимательны на уроках. Ввожу инновационные технологии и получаю от этого положительные результаты. Я учу их быть аккуратными, вежливыми, добросовестно относится к учебе, уважать старших, самостоятельности, быть ответственными и нести ответственность за свои поступки. Я считаю, что воспитание и обучение нельзя разделить, они проходят всю жизнь человека бок о бок. Стараюсь прививать интерес к различного рода мероприятиям, чтобы им нравилось совершать добрые поступки, очень хочу увидеть своих учеников через лет десять, посмотреть, как они изменились, повзрослели, рассказать им о смешных случаях из их жизни. Я очень хочу, чтобы наше будущее поколение было умным и добрым, и стараюсь выполнить свою задачу. Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Казахстана , принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Сегодняшний учитель должен учитывать современные требования к результату образования, находить новые эффективные формы, способы и приемы работы с детьми, определять в качестве приоритетных целевые ориентиры. Любовь, семья, здоровье, нравственность, интеллект - вот те ценности, развитию которых я уделяю в своей работе большое внимание. Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса: какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час – настоящий; самым главным человеком является тот, кто сейчас с тобой; дело, которым ты сейчас занимаешься, и является самым главным. Каждый час, каждый урок общения с детьми - самый главный. Главный человек для меня - мой ученик. Очень важно найти для маленького человечка именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Именно сейчас я могу зажигать свет в их сердцах, звать к добру, задавать цель, видеть смысл в каждом деле. Любой урок должен быть уроком добра и свободы. Свободы мысли, чувства и творчества, а еще – счастья. С самого начала пребывания детей в школе стараюсь узнать каждого ученика, принять и полюбить его таким, какой он есть, создать в классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно, проявить свои индивидуальные способности, свою уникальность, поверить в себя. Моя задача - научить детей думать, быть для них собеседником, другом. Один из основных, ведущих разделов моей работы - организация и воспитание классного ученического коллектива. Создать коллектив - значит учить детей совместному творчеству. Когда они вместе думают, вместе изобретают, вместе работают, только тогда они объединяются и учатся ценить друг друга. Мы принимаем правила жизни класса, выводим законы дружбы. Много бесед я посвящаю культуре общения, отношениям между мальчиками и девочками, провожу весёлые викторины, праздники. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, создаю предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач. Связь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников - это важное звено в моей работе классного руководителя. Стараюсь донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени. Основа воспитательной работы в классе – союз трёх сердец: учитель, ученик, родители. Учитель – это педагог и воспитатель. Основная задача учителя – воспитать всесторонне развитую личность, образованного человека готового к жизни. Учитель должен привить ученикам способность и желание самим добывать знания, стремление к самообразованию, не бояться пробовать свои силы в разных отраслях учебы, чтобы потом они смогли самостоятельно ориентироваться в окружающем мире, добывать нужную информацию. Как достичь этого? Чем я, как учитель, могу в этом помочь? Самое главное научить детей верить в себя. А для того, чтобы ребенок поверил в себя, в свои силы, я сама должна верить в него. На своих уроках я стараюсь быть с учениками максимально искренней и внимательной, помня о том, что все мною сказанное и всё мною сделанное будет впитываться в душу ребенка, а, значит, я сама должна постоянно совершенствоваться, так как являюсь для них образцом. Учитель. Сколько существует человечество, столько существуют учителя. Все мы прошли через школьные годы. У всех у нас были учителя. Спросите любого: «Какой твой любимый учитель?». Вспоминают чаще всего неординарного, интересного, верного своей работе человека, умеющего увлечь ученика, строгого и справедливого, умеющего достучаться до каждого. Чтобы заинтересовать ученика, учитель должен быть сам яркой, увлеченной личностью, не похожей на других. В профессии учителя случайных людей нет. Если и бывают, долго они в школе не задерживаются, потому что ученики не терпят фальши и равнодушия. Призвание быть учителем- вот что важно для будущего педагога. Только теперь я в полной мере могу осознать, насколько тяжёл и одновременно интересен труд учителя! Только человек, работающий в школе, может понять сущность учительской деятельности и все прелести и трудности профессии учитель. Профессия учителя не умрет никогда, потому что заменить живое общение учителя и ученика, живую передачу знаний и опыта не заменит ни одна современная информационная компьютерная система. Очень сильно воспитательное влияние учителя на детскую душу, которое нельзя, да и не получится, восполнить учебниками и всемирной сетью интернета. Мой секрет прост – ЛЮБОВЬ, честность, справедливость, доброта, взаимопонимание. "Воспитание - есть любовь и пример, и ничего более", - говорил Песталоцци Когда человек смотрит на звёздное небо, он думает о самом разном: о своих мечтах, о своих желаниях, о своей судьбе, о мироздании, о Боге. Это можно сравнить с тем, как учитель смотрит на свой класс. Подобно созвездию, в нём соединились и переплелись совсем еще крошечные звёздочки. Крошечные, но уже всё-таки огоньки, которые хранят в себе тепло и чудо человеческой эмоции. Почувствовать и заставить пылать из маленькой искры жаркий костёр – вот моя задача. Не дать потеряться маленькой звёздочке в огромных созвездиях социума, а направить и помочь занять в них достойное место. Каждый ребёнок – звездочка, надо только её зажечь. Сколько таких звездочек мне удалось зажечь и сколько еще предстоит! Их свет дает уверенность в выборе верного пути в моей жизни. Закончить хочу словами: « Учитель прикасается к вечности, никто не может сказать, где кончается его влияние!»Чуманина Н.В., учитель русского языка и литературы СЛОВО УЧИТЕЛЯ - ОСНОВА ТВОРЧЕСТВА Если учитель имеет только любовь к делу,он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Л.Н.Толстой Эпиграф выбран мною неслучайно. В мире профессий специальность учителя занимает особое место. Мы часто произносим слово «Учитель», но не задумываемся, какую огромную роль играет он в нашей жизни. Преподавание в школе - непростое и хлопотное дело. Не просто вложить в головы детей премудрости наук. Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно. Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках. Именно литература развивает творческое начало в человеке. Открывая ребенку мир, учитель учит его жить в этом мире. Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего подростка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у подростков заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к образцам художественной культуры, но и подарить детям частичку своей души. С первых минут урока очень важно обратить на себя внимание. Ученик замечает все, он тонко чувствует. Считаю, что внешность учителя, мягкий голос, добрые и ласковые глаза притягивают к себе детей, обогащая их идеями, практическим участием, заряжая их оптимизмом, верой в свои силы, предопределяя тем самым успехи на их пути. Заботливо наблюдая за развитием каждого своего ученика, исходя из индивидуальных особенностей, стараюсь воспитать в них наблюдательность, умение самостоятельно работать. Современный учитель - это учитель, уважающий мнение ученика, который умеет слушать и слышать. Обладает умением сдерживать эмоции, владеть собой, хотя, как сложно это в некоторых ситуациях. Учитель не должен приходить в класс с видом эксперта, которому все давно известно. Каждый день приносит новые изобретения и знания, которые можно применять. Поэтому хорошие педагоги всегда занимаются саморазвитием. Кроме того, они готовы учиться у собственных учеников. Только открытый новым знаниям специалист может считаться талантливым учителем. Глубокое уважение к личности каждого ребенка, чуткое и заботливое отношение к нему являются главными принципами моей работы. В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающей духовный мир ребенка. При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им. Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.) Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения. Воспитывать у школьников глубоко личное, эмоциональное отношение к художественному произведению помогают небольшие письменные работы на один урок или часть урока. Они дают ученику чаще высказать свои мысли о прочитанном, делиться впечатлениями, эмоционально откликаться на мысли автора, воспитывают внимание и художественные детали, учат анализировать и сопоставлять литературные явления. Развивают художественное воображение и творческое начало письменные работы по сопоставлению литературного текста и иллюстрированных материалов к нему, отдельного эпизода и его экранизации. Постановка специальных вопросов, упражнений пробуждают мысль и воображение, увеличивают силу чувственного восприятия: оно приобретает конкретность, осязаемость, написанное яснее воплощается в звуках, формах, красках, запахах. Подготовленное определенным образом, целенаправленное общение с литературой может стать мощным средством познания запечатленного в произведении. Выработка способности самостоятельно проникать в образ, оценивать его эмоциональное и идейное содержание - на мой взгляд, первоочередная задача, цель в области литературного развития учащихся. Без чувственного восприятия не может быть сопереживания, сотворчества, искусство исчезает, в сознании запечатлевается лишь его перевод на язык литературоведческих понятий. В моей практике не часто встречались учащиеся, способные без специальной подготовки и упражнений мгновенно вообразить прочитанное, поэтому я стараюсь пробуждать в учащихся мыслителей, поэтов, художников, способных постичь мир чувств, видеть краски, звуки, недоступные неподготовленному человеку. В литературе главное – не информация, не знания, которые содержатся в художественном произведении, а эмоции, в которых уже заложено желание подражать тому, что нравится, и не делать того, что не нравится. В чувстве есть воля к поступку, а поступок всегда выше знаний и эмоций. Человек должен творить доброе вокруг себя. Ведь светлые мысли делают душу радостной. А значит, счастливой. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Ученик – не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Как результат – высокий интерес учащихся к самостоятельному чтению книг из разных областей знаний. Надеюсь, что для моих детей чтение – это труд, и творчество, и новое открытие, и удовольствие. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А учитель – в мыслях и поступках людей. Самым лучшим учителем в жизни становится тот, кто сильно влияет на учеников, кто меняет их взгляд на жизнь и предмет, кто позволяет им раскрыться и мотивирует на свершения. Тот, благодаря которому ученики чувствуют себя особенными. Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра». Закончить я хочу строками Ф.Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…». Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся. Посеять в душах благодать, Увы, не всякий раз дается. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, и веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека. И мы обязаны творить, Презрев все тяготы мирские, Чтоб истин светлых заложить Зачатки в души молодые, Чтоб верный путь им указать, Помочь в толпе не раствориться... Нам не дано предугадать, Но мы обязаны стремиться! |
Үзінді |