Тема семинара "Компетентность педагога как дидактический ресурс повышения качества обучения"
Цель семинара: изучение опыта использования образовательных технологий в практике школы.
Категория участников – учителя школы
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Технологический подход к обучению предусматривает точное управление учебным процессом и достижение поставленных учебных целей.
Структура педагогической технологии
Педагогическая технология имеет вертикальную и горизонтальную структуры:
В вертикальной структуре выделяют четыре класса образовательных
технологий:
Метатехнологии – представляют собой образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень). Это общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении.
Примеры: технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе, технология воспитательной работы.
Макротехнологии, или отраслевые педагогические технологии, охватывают деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, области, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (общепедагогический и общеметодический уровень).
Примеры: технология преподавания учебного предмета, технология компенсирующего обучения.
Мезотехнологии, или модульно-локальные технологии, представляют собой технологии, осуществляющие отдельные части (модули) учебно-воспитательного процесса или направлены на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач.
Примеры: технология отдельных видов деятельности субъектов или объектов, технологии изучения данной темы, технология занятия, технологии усвоения, повторения или контроля знаний.
Микротехнологии – это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или взаимодействию субъектов педагогического процесса (контактно-личностный) уровень.
Примеры: технологии формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств.
Горизонтальная структура педагогической технологии содержит три основных аспекта:
- Научный: технология является научно разработанным (разрабатываемым) решением отдельной проблемы, основывающимся на достижениях педагогической теории и передовой практики.
- Формально-описательный: технология представляется моделью, описанием цели, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемых результатов.
- Процессуально-действенный: технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов.
Признаки педагогических технологий
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов (В. П. Беспалько, Б. С. Блум, М. В. Кларин, Е.С Полат) по проблемам педагогической технологии позволил выделить признаки, присущие педагогическим технологиям:
1. Чёткая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
2. Структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;
3. Комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных средств обучения и контроля;
4. Усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
5. Гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.
Материал для изучения "Классификация педагогических технологий"
План проведения семинара
1. Результаты анкетирования "Использование технологий в практике школы" на состояние 2014-15 уч. г. – зам. директора по НМР Федорова М. В.
2. Мастерские (открытые уроки с использованием технологий)
№ |
Ф.И.О. |
Технология |
Класс, предмет |
Тема урока |
1 |
Кучер Ксения Валерьевна | Технологии личностно-ориентированного обучения | 7 кл.,
англ. яз. |
Профессии Скачать
|
2 |
Калганова Ирина Васильевна | Развитие критического мышления через чтение и письмо | 1 кл., грамота | |
3 |
Горбунова Татьяна Фёдоровна
|
Развитие критического мышления через чтение и письмо | 1 кл., грамота | Буква ь. Чтение "Байга". Письмо буквы ь. Скачать
|
4
|
Гудова Татьяна Васильевна | Технология развивающего обучения | 4 кл., русс. яз. | Склонение личных местоимений Скачать |
5 |
Минеева Екатерина Викторовна
|
Технология частично-поискового обучения | 2 кл. | |
6 |
Иосифов Сергей Александрович
|
Технология "Step by step" | 5 кл.
англ. яз. |
“A Day in My Life “ (,, Мой день”). Скачать
|
7 |
Каримбаева Алия Айдархановна
|
Технологии личностно-ориентированного обучения | 5 кл.
англ. яз. |
|
8 |
Болонина Елена Евгеньевн | КСО | 8 кл.
матем. |
Формулы корней квадратных уравнений Скачать |
После урока учителя, давшие урок, дают комментарии:
- Почему выбрана данная технология?
- Через что реализована технология на уроке?
- Какова эффективность использования?
Учителя, посетившие урок, обмениваются мнением, дают рекомендации
Схема анализа урока